Любое оригинальное научное исследование базируется на результатах деятельности предшественников. В широком смысле исследование начинается с изучения проблемного поля, а заканчивается сравнением полученных результатов с результатами других исследователей. Изучение предполагает наличие заимствований как основы для дальнейшего развития собственных идей и последующей оценки их достоверности.
В зависимости от целей использования чужого авторского материала, заимствование может выражаться в следующих формах.
- Прямое цитирование (дословное использование) текста.
Основной принцип прямого цитирования — уместность и точность. Прямое цитирование дает возможность дословно передать фразу источника при необходимости.
В случае прямого цитирования материал должен приводиться идентично источнику. Изменение цитаты допускается лишь в следующих случаях:
a) употребление современной орфографии и пунктуации, если манера написания и расстановка знаков не признак индивидуального стиля автора;
b) восстановление сокращенных слов, но с обязательным заключением дописанной части в квадратные скобки, например, св-во – св[ойст]во;
c) оформление цитат допускает пропуск отдельных слов в них с обозначением места пропуска многоточием, если это не искажает общий смысл приводимого отрывка;
d) при включении отдельных словосочетаний или слов можно изменять их падеж, чтобы не нарушить синтаксический строй фразы, в которую они включены.
ПРИМЕР:
В данной работе нельзя не упомянуть понятие «умный город», предложенное А.А. Волковым, а именно: «Умный город — конвергентный социо-киберфизический комплекс, процессы управления параметрами которого оптимально адаптивны собственному пространству состояний» [1].
[1] Волков А.А. Умный город: конвергентный социо-киберфизический комплекс // Промышленное и гражданское строительство. 2018. № 9. С. 4–11.
- Недословное, переведенное или перефразированное изложение части чужого авторского текста. Изложение текста своими словами широко применяется в случаях, когда необходимо передать основной смысл и содержание большого объема материала. При этом точность формулировок не является принципиально важной.
ПРИМЕР:
А.А. Волковым расширена логико-смысловая модель последовательности этапов созидательной деятельности. Основной акцент делается на включение в модель этапа адаптации. Этап адаптации ориентирован на социальную адаптацию восприятия человеком и обществом элементов [1].
[1] Волков А.А. Умный город: конвергентный социо-киберфизический комплекс // Промышленное и гражданское строительство. 2018. № 9. С. 4–11.
- Заимствование формул, таблиц, графиков, иллюстративного материала и других не текстовых материалов и результатов.
ПРИМЕР:
А.А. Волковым расширена логико-смысловая модель последовательности этапов созидательной деятельности [1].
Рисунок 1. Последовательность этапов созидательной деятельности [1]
[1] Волков А.А. Умный город: конвергентный социо-киберфизический комплекс // Промышленное и гражданское строительство. 2018. № 9. С. 4–11.
Вне зависимости от формы заимствования, при использовании не авторского материала автор обязан ссылаться на автора и/или источник заимствования. Корректным может считаться заимствование, которое позволяет читателю однозначно отличить авторский материал от заимствованного в полном объеме, при этом само заимствование отвечает целям его использования.
Некорректным заимствованием считается:
- использование (дословное цитирование) любых материалов в любом объеме без указания источника;
- использование изображений, рисунков, фотографий, таблиц, графиков, схем и любых других форм графического представления информации без указания источника;
- использование изображений, рисунков, фотографий, таблиц, графиков, схем и любых других форм графического представления информации, опубликованных в научных и популярных изданиях, без согласования с правообладателем;
- использование без письменного разрешения материалов, авторы или правообладатели которых запрещают использование своих материалов без специального согласования.
К формам некорректного заимствования относятся:
- отсутствие графического выделения дословно цитируемого текста при наличии ссылок на источник;
- некорректные ссылки (неполный состав библиографического описания источников, препятствующий их идентификации);
- ссылка не на первый источник заимствованного текста без явного указания на этот факт (ошибка в определении первоисточника);
- отсутствие ссылок в тексте на источники, приведенные в пристатейном списке;
- избыточное цитирование (при наличии ссылок на источники и графического выделения цитируемого текста), объем которого не обоснован жанром и целями.
ПРИМЕРЫ НЕКОРРЕКТНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ЗАИМСТВОВАНИЙ:
А.А. Волковым расширена логико-смысловая модель последовательности этапов созидательной деятельности [1].
Рисунок 1. Последовательность этапов созидательной деятельности.
В данном случае рисунок является заимствованным элементом, в связи с чем в подрисуночной подписи ссылка также должна присутствовать.
А.А. Волковым расширена логико-смысловая модель последовательности этапов созидательной деятельности [2]. Основной акцент делается на включение в модель этапа адаптации. Этап адаптации ориентирован на социальную адаптацию восприятия человеком и обществом элементов.
[2] Насонов Е.И., Макиша Е.В. Киберфизические системы в строительной отрасли // Инженерный вестник Дона. 2019. № 1 (52). С. 87.
Использование представленного абзаца оформлено с несколькими нарушениями. Во-первых, ссылка не указывает на первоисточник. Во-вторых, ссылка не включает в себя содержательную часть предложенных А.А. Волковым изменений, которые также описаны в статье.
Достоверность и актуальность источников
Кроме самого оформления цитирований, немаловажным вопросом является корректность выбранных источников, их достоверность и актуальность.
Наиболее достоверными при анализе научных исследований можно считать публикации в российских и зарубежных рецензируемых научных изданиях, сборниках научных статей и тезисах конференций, монографии.
При подготовке научного исследования корректным будет использование именно вышеуказанных источников. Использование учебников, учебных пособий — нежелательно.
Также в зависимости от целей цитирования допустимо использование источников, размещенных в сети Интернет, не являющихся научными изданиями, распространяемыми в электронной форме.
Однако при выборе в качестве источника информации между научной публикацией и статьей в сети Интернет предпочтение следует отдавать первому варианту.
Не существует четких критериев допустимых объемов заимствований, каждый случай заимствования должен рассматриваться отдельно. Исследователь самостоятельно определяет необходимость, количество и формат заимствования, требуемого именно для его работы. Однако в большинстве случаев заимствование, как правило, сопровождается авторским анализом и систематизацией и не предполагает дословного цитирования или парафраза трудов целиком.