ISSN 2304-6600 (Online)
ISSN 1997-0935 (Print)



БЕЗОПАСНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ. ГЕОЭКОЛОГИЯ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА НЕФТЕГАЗОПРОМЫСЛОВЫХ ДОРОГВ УСЛОВИЯХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

  • Чижиков Илья Александрович - ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет»
  • Щербина Елена Витальевна - ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет»
DOI: 10.22227/1997-0935.2012.2.145-151
Страницы: 145-151
риведены результаты натурных наблюдений за осадками при использовании одного из методов строительства вдоль трассовых нефтегазопромысловых дорог на слабых болотистых грунтах (торфы) с описанием технологии монтажа геосинтетических материалов. Разработанные ранее технологии строительства дорог на слабых основаниях характеризуются большой материалоемкостью, энергетическими затратами, антропогенными воздействиями на окружающую среду. К таким методам относится полная или частичная замена слабых грунтов на пески, щебень или крупнообломочный материал с использованием лесных ресурсов в качестве армирующего элемента основания (лежневки). Задачей исследования стала разработка экологически безопасной технологии устройства нефтепромысловых дорог, позволяющей снизить антропогенные воздействия на окружающую среду и обеспечить прочность и эксплуатационную безопасность конструкции. Проведенные исследования показали, что эффективным решением этой задачи является использование геосинтетических материалов для повышения несущей способности слабого основания. Геосинтетические материалы в конструкции земляного полотна дороги позволяют обеспечить высокий темп строительства, качество и надежность эксплуатации конструкции, сокращение объема использования строительных материалов, снижение материалоемкости и энергопотребления, что направлено на обеспечения экологической безопасности при строительстве нефтегазопромысловых дорог. Ранее для оценки экологической безопасности автором был использован метод квалиметрии, позволяющий получить балльную оценку экологической безопасности. Выполненные оценки показали преимущество технологии армирования оснований в сравнении с методами частичной или полной замены грунтов. Важным показателем эффективности метода армирования оснований служит прогноз развития осадок во времени, который позволяет оценить надежность и эксплуатационную пригодность разработанного решения. Исследования выполнялись на участке промысловой автомобильной дороги, проходящей внутри коридора коммуникаций, соединяющего три Салымских нефтяных месторождения Западной Сибири.
  • осадка насыпи;
  • нефтегазопромысловые дороги;
  • армирование основания;
  • натурные наблюдения;
  • Западная Сибирь;
  • новые технологии;
  • материалоемкость;
  • антропогенные воздействия;
  • окружающая среда;
Литература
  1. Щербина Е.В. Геосинтетические материалы в строительстве. М. : Изд-во АСВ, 2004. 111 c.
  2. Чижиков И.А. Эколого-экономическая эффективность устройства промысловых дорог Западной Сибири с использованием геосинтетических материалов // Экология урбанизированных территорий : сбор. материалов междунар. науч.-техн. конф. М. : Прима-Пресс-М, 2006. С. 197-200.
  3. Чижиков И.А., Щербина Е.В. Использование многофакторного анализа для оценки экологической безопасности строительства нефтегазопромысловых дорог // Экология урбанизированных территорий. 2010. № 3. С. 96-100.
  4. ВСН 26-90. Инструкция по применению и строительству автомобильных дорог нефтяных и газовых промыслов Западной Сибири. М. : Минтрансстрой, 1990. C. 54-56.
СКАЧАТЬ (RUS)