ISSN 2304-6600 (Online)
ISSN 1997-0935 (Print)



Проблемы образования в высшей строительной школе

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

  • Тельной Виктор Иванович - Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ)
  • Рычкова Анжелика Витальевна - Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»)
DOI: 10.22227/1997-0935.2015.11.202-211
Страницы: 202-211
Показана важность использования дидактического принципа наглядности при изучении графических дисциплин. Представлена классификация средств наглядности. Рассмотрены теоретико-методические аспекты более полного применения дидактических возможностей наглядных средств обучения как нереализованного потенциала в деле совершенствования преподавания графических дисциплин, овладения методикой их рационального использования.
  • графические дисциплины;
  • дидактические принципы;
  • принцип наглядности;
  • средства наглядности;
  • познавательный интерес;
  • учебный процесс;
Литература
  1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / под ред. А.И. Пискунова, И. Кирашка, Б. Куяла, Д.О. Лордкинадзе, А. Чумы. М. : Педагогика, 1982. Т. 2. 576 с. (Педагогическая библиотека)
  2. Гусейнов А.З., Турчин Г.Д. Развитие принципа наглядности в истории педагогики // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2007. Т. 7. № 1. С. 64-67.
  3. Борисова А.Ю., Кондратьева Т.М. Использование технических средств в преподавании графических дисциплин // Информатизация инженерного образования -ИНФОРИНО-2012 : тр. Междунар. науч.-метод. конф. (г. Москва, 10-11 апреля 2012 г.). М. : МЭИ, 2012. С. 427-428.
  4. Волошинов С.А. Реалізація дидактичного принципу наочності в алгоритмічній підготовці студентів засобами інформаційно-комунікаційного педагогічного середовища // Інформаційні технології в освіті. 2011. № 10. С. 173-182.
  5. Иванов И.А., Иванова М.Н. Компьютерные модели как эффективное средство реализации принципа наглядности в обучении // Известия Сочинского государственного университета. 2012. № 1. С. 124-126.
  6. Тарнавская Т.В. Дидактические основы внедрения информационных технологий в образовательный процесс университета исследовательского типа // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 94-101.
  7. Тельной В.И. Новые подходы к изучению дисциплины «Инженерная графика» с использованием современных информационных технологий // Вестник МГСУ. 2013. № 8. С. 168-176.
  8. Bellotti F., Ott M., Arnab S., etc. Designing serious games for education: from pedagogical principles to game mechanisms // Proceedings of the 5th European Conference on Games Based Learning. Greece : University of Athens, 20-21 October 2011. Pp. 26-34.
  9. Chen J., Kinshuk. Mobile technology in educational services // Journal of Educational Multimedia and Hypermedia. 2005. No. 14 (1). Pp. 91-109.
  10. Петров А.В., Попова Н.Б. Классификация средств наглядности в современной системе обучения // Мир науки, культуры, образования. 2007. № 2 (5). С. 88-92.
  11. Попова Н.Б. Классификация средств наглядности в системе развивающего обучения // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7 (19). С. 207-210.
  12. Балалаева Е.Ю. Реализация принципа наглядности в электронных средствах обучения // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 7. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2014/07/7351. Дата обращения: 24.09.2015.
  13. Жилкина Т.А. Научные основы развития наглядно-образного мышления // Развитие современных городов и реформа жилищно-коммунального хозяйства : тез. докл. III Междунар. науч.-практ. конф. (6-7 апреля 2005 г.). М. : МИКХиС, 2005. С. 178-182.
  14. Иванов П.А. Использование средств визуализации при довузовской подготовке иностранных студентов по дисциплине «Инженерная графика» // сб. ст. конф. Тамбов, 2013. С. 253-256.
  15. Тельной В.И. Использование дидактических принципов при изучении государственных стандартов ЕСКД и СПДС в курсе инженерной графики // Вестник МГСУ. 2013. № 3. С. 255-262.
  16. Чернов А.Е. Принцип наглядности и его состояние в свете современных компьютерных технологий // Наука и школа. 2010. № 1. С. 56-57.
  17. Юнусов А.А., Рахымбек Д., Юнусова А.А., Айтбаева Н.Ж. Наглядность в активизации познавательной деятельности учащихся // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 240-243.
  18. Graf S., Kinshuk Liu T.-C. Supporting teachers in identifying students’ learning styles in learning management systems: an automatic student modelling approach // Educational Technology & Society. 2009. No. 12 (4). Pp. 3-14.
  19. Pavlutskaya N.M., Skokova L.V. Some problems of organization the modern training process at the university // European Journal of Education and Applied Psychology. 2015. No. 2. Pp. 16-20.
  20. Жилкина Т.А. Роль пространственного мышления в практике преподавания графических дисциплин в технических вузах // Наука и образование: проблемы и тен- денции : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Уфа, 20-21 декабря 2013 г.) ; в 3-х ч. Уфа : РИЦ БашГУ, 2013. Ч. II. С. 142-146.
  21. Рычкова А.В. Совершенствование методики преподавания дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» // Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению «Прикладная информатика» для инновационной экономики : сб. науч. тр. VIII Междунар. науч.-практ. конф. М. : МЭСИ, 2012. С. 140-144.
  22. Тельной В.И., Рычкова А.В., Куткина Н.А. О применении современных информационных технологий при проведении занятий по компьютерной графике // сб. науч. тр. VIII Междунар. науч.-практ. конф. М. : МГУ, 2013. Т. 2. С. 285-291.
  23. Гуливата И.А., Заболотний В.Ф. Использование демонстрационных компьютерных моделей при решении задач на построение сечения цилиндра // Информационные технологии и средства обучения. 2010. Т. 18. № 4. С. 8.
  24. Монахов Б.Е., Тельной В.И. Обучение и контроль знаний по начертательной геометрии с использованием дистанционных образовательных технологий // Современные информационные технологии и ИТ-образование : сб. избр. науч. тр. VI Междунар. науч.-практ. конф. М. : ИНТУИТ.РУ, 2011. С. 389-395.
  25. Барабанова О.В., Тельной В.И. Развитие познавательной активности студентов с использованием мультимедийных презентаций // Вестник МГСУ. 2011. № 4. С. 345-349.
СКАЧАТЬ (RUS)