ISSN 2304-6600 (Online)
ISSN 1997-0935 (Print)



МОДЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕЗАВИСИМОГО И СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА

  • Кузнецов Алексей Алексеевич - Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
DOI: 10.22227/1997-0935.2017.10.1180-1190
Страницы: 1180-1190
Дается обоснование необходимости расширения и развития аппарата методических оценок эффективности проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) как в независимом плане, так и сравнении эффективности разных механизмов реализации проектов на примере государственного заказа. Предложена оригинальная методика моделирования денежных потоков частного и публичного партнеров при реализации проектов на основе ГЧП и на основе государственного заказа. Модель позволяет оперативно с достаточной достоверностью и точностью выявить сравнительные преимущества проектных форм ГЧП и государственного заказа, а также оценить финансовую эффективность проектов ГЧП для каждого партнера. Модель также предоставляет возможность рассчитать плату публичного партнера за доступность, найти условия и пороговые значения процентных ставок привлеченного партнерами финансирования и вероятностей возникновения рисков, при которых проект ГЧП будет иметь сравнительное преимущество. Предложенные критерии эффективности сравниваются с методическими рекомендациями Минэкономразвития РФ. Предмет исследования: предметом исследования выступают публичные и частные организации, финансовые институты, институты развития и применяемые ими на практике методики по оценке эффективности проектов ГЧП. Сложность проведения оценки эффективности и отсутствие единой принятой методологии являются на данный момент одними из факторов, сдерживающих развитие ГЧП в России. Цели: целью исследования является развитие методических способов оценки финансовой эффективности проектов ГЧП путем разработки и обоснования применения новых принципов и способов моделирования, а также критериев эффективности проектов ГЧП независимо и в сравнении с государственным заказом. Материалы и методы: использованные материалы включают базу данных реализуемых проектов ГЧП в России и за рубежом. В исследовании применялись как общенаучные теоретические методы идеализации и формализации, так и общенаучные экспериментальные методы, такие как моделирование исследуемых объектов. Результаты: основным результатом исследования можно назвать развитие моделирования для обеспечения сравнительного анализа проектов ГЧП и классического государственного заказа, позволяющее оценить коэффициент «цена-качество» и провести анализ критических параметров на его основе. Выводы: несмотря на объективную сложность проведения анализа эффективности проектов ГЧП в самостоятельном плане и, в особенности, в сравнении с традиционными формами государственного заказа, существует способ обеспечения необходимого анализа посредством моделирования и сопоставления денежных потоков всех субъектов, участвующих в процессе. При предложенном способе моделирования критерии эффективности проектов ГЧП принимают интуитивно понятные формы с сохранением всех значимых параметров, а относительная простота расчетов, вычисления пограничных значений и интерпретации результатов делают модель полезным практическим руководством как для органов публичного сектора, так и для потенциальных частных инвесторов.
  • государственно-частное партнерство,;
  • критерий «цена качество» проекта ГЧП,;
  • ГЧП;
  • оценка финансовой эффективности ГЧП;
  • сравнительное преимущество проектов ГЧП;
  • государственный заказ,;
  • моделирование ГЧП;
  • сравнение ГЧП и государственного заказа,;
  • публичный компаратор;
Литература
  1. Ткаченко М.В. Основные положения концепции (стратегии) развития государственно-частного партнерства в РФ до 2020 года // Национальный центр государственно-частного партнерства. Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/docs/conception_2020_16.10.2014.pdf.
  2. Новые тренды и ГЧП-прорывы: главные итоги 2016 года // Платформа поддержки инфраструктурных проектов. Режим доступа: http://www.pppi.ru/news/novye-trendy-i-gchp-proryvy-glavnye-itogi-2016-goda
  3. Гатауллина А.А. Государственно-частное партнерство: теоретические основы // Молодой ученый. 2013. № 9. С. 160-163. Режим доступа: http://moluch.ru/archive/56/7633/.
  4. Лукманова И.Г., Мишланова М.Ю. Государственно-частное партнерство как механизм минимизации инфраструктурных разрывов // Научное обозрение. 2015. № 2. С. 270-275.
  5. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный Закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ.
  6. Об утверждении Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества : Приказ Минэкономразвития России от 30.11.2015 № 894.
  7. Stulginskis A., Alekneviciene V. Valuation of Public Projects for Regional Development: Critical Approach // Economics and Rural Development. 2014. Vol. 10. No. 2. Pp. 16-24.
  8. Князев Д.В. Методическая схема оценки социально-экономической эффективности инвестиционно-строительных проектов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. Режим доступа: https://www.science-education.ru/en/article/view?id=14487.
  9. Мишланова М.Ю. Расширенная категория «публичный компаратор» в оценке инвестиционно-строительных проектов // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 5 (100). С. 248-252.
  10. Шарипова Е. Оценка проектов ГЧП: применение критерия «цена - качество» и оценка public sector comparator. М. : Внешэкономбанк, 2013. 21 с.
  11. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция): утв. Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике. № ВК 477 от 21.06.1999.
  12. Кузнецов А.А. Создание добавочной стоимости при реализации проектов государственно-частного партнерства // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2016. № 7-8. С. 162-167.
  13. Шевченко О.С. Механизмы реализации проектов муниципально-частного партнерства // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. Вып. 3. Режим доступа: http://www.naukovedenie.ru/PDF/144EVN314.pdf.
  14. Лучшие практики реализации проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере : Специальное издание к международному инвестиционному форуму «Сочи-2016» // Институт развития государственно-частного партнерства. Режим доступа: http://p3institute.ru/netcat_files/23/25/pppcenter_a4_2016_v2_web.pdf.
  15. Deepak K.S. Design of availability payment mechanism for public private partnerships : dissertation submitted to the faculty of the graduate school of the university of maryland, College Park, in partial fulfillment of the requirements for the degree of PhD, 2012 // University of Maryland. Режим доступа: http://drum.lib.umd.edu/bitstream/handle/1903/12678/Sharma_umd_0117E_13069.pdf?sequence=1&isAllowed=y.
  16. Параметры выпусков облигаций федеральных займов с амортизацией долга (ОФЗ-АД): Документ от 10.11.2016 // Минфин России. Режим доступа: http://minfin.ru/ru/search/?q_4=%D0%9E%D0%A4%D0%97+%D1%81+%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B5%D0%B9&source_id_4=6##ixzz4UK30DVJT.
  17. Duffield C. Report on the performance of PPP projects in Australia when compared with a representative sample of traditionally procured infrastructure projects. Packville : The University of Melbourne, 2008. Режим доступа: https://minerva-access.unimelb.edu.au/handle/11343/35056.
  18. Public-Private Partnerships. Reference Guide. Version 2.0 // International Bank for Reconstruction and Development. Режим доступа: http://documents.worldbank.org/curated/en/600511468336720455/pdf/903840PPP0Refe0Box385311B000PUBLIC0.pdf.
СКАЧАТЬ (RUS)