ISSN 2304-6600 (Online)
ISSN 1997-0935 (Print)



Архитектура и градостроительство. Реконструкция и реставрация

Экологический подход в проектировании пространств минимализма

  • Мотрук Яна Богдановна - Ландшафтная компания «VITA», Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева (РГАУ — МСХА имени К.А.Тимирязева)
DOI: 10.22227/1997-0935.2019.11.1408-1417
Страницы: 1408-1417
Введение. Минимализм в архитектуре XXI в. обретает новые принципы формирования пространства, определяемые идеологией времени. В современном мире все большее внимание уделяется техническим характеристикам созданных озелененных пространств и их взаимодействию с архитектурными объектами. Это диктуется необходимостью формирования устойчивых комбинаций растительных элементов, способных влиять на энергоэффективность зданий, а также на создание психологически и экологически комфортной среды. Материалы и методы. Исследованы современные реализованные и находящиеся в стадии реализации объекты ландшафтной архитектуры в стиле минимализма, спроектированные по принципам устойчивости и экологичности. Информация об объектах получена из опубликованных материалов. Применены методы теоретического изучения, анализа и обобщения материала. Результаты. Сделаны выводы о развитии и утверждении новых принципов формирования современной предметно-пространственной среды в стиле минимализма. Выявлена позиция более экономного отношения к исторически образованному ландшафту. Рассмотрена функциональная важность, экологическая обоснованность и экономическая целесообразность использования комбинаций растительных элементов пространства, как инженерной части архитектуры. Обозначена практическая значимость применения «сдержанного» ассортимента и ориентирования на местные виды растений при проектировании зеленых насаждений. Определены принципы формирования устойчивых ландшафтов и рациональность их применения в проектируемом пространстве. Эстетические качества среды должны соответствовать социальным и личностным потребностям пользователей, но необходимо учитывать и влияние создаваемого пространства на внешнее окружение с точки зрения экологии, которая на сегодняшний день играет определяющее значение в степени качества среды обитания человека. Выводы. Рассмотрена техническая важность озеленения пространства с учетом принципов устойчивости растительной среды. Сформулированы проблемы, решение которых возможно посредством создания экологически стабильных ландшафтов. Обозначена важность изучения возможности создания самодостаточной среды в динамике развития современной архитектуры.
  • садово-парковое искусство;
  • экологическое проектирование;
  • устойчивая архитектура;
  • экоцентризм;
  • фитопластика;
  • дизайнерский фитоценоз;
  • минимализм;
  • ландшафтная композиция;
  • пространственная организация;
Литература
  1. Власов В.Г. Эстетика пустоты в новейшей архитектуре и дизайне (философский аспект) // Архитектон: известия вузов. 2015. № 4 (52). С. 1. URL: http://archvuz.ru/2015_4/1/
  2. Власов В.Г. Дизайн-архитектура и ХХI век // Архитектон: известия вузов. 2013. № 1 (41). С. 1. URL: http://archvuz.ru/2013_1/0/
  3. Дормидонтова В.В. Постмодернизм — эклектика нашего времени // Вестник Московского государственного университета леса — Лесной вестник. 2015. Т. 19. № 5. С. 51–57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postmodernizm-eklektika-nashego-vremeni
  4. Дормидонтова В.В. Минимализм в садово-парковом искусстве // Архитектон: известия вузов. 2012. № 2 (38). С. 163–174. URL: http://old.archvuz.ru/PDF/%23%2038%20PDF/ArchPHE%2338(Art17)pp163-174Dormidontova.pdf
  5. Дормидонтова В.В. Конструктивизм и ландшафтная архитектура конца XX–XXI вв. // Вестник ландшафтной архитектуры. 2016. № 8. С. 29–35.
  6. Дормидонтова В.В. Этапы формирования сада XXI века // Архитектон: известия вузов. 2012. № 1 (37). С. 183–195. URL: http://old.archvuz.ru/PDF/%23%2037%20PDF/ArchPHE%2337(Art18)pp183-195Dormidontova.pdf
  7. Дормидонтова В.В. Характеристика современного этапа развития садово-паркового искусства // Architecture and Modern Information Technologies. 2011. № 4 (17). С. 1–14. URL: https://marhi.ru/AMIT/2011/4kvart11/dormidontova/dormidontova.pdf
  8. Дормидонтова В.В., Белкина Т.Л. Садово-парковое пространство как художественная интерпретация научной картины мира // Вестник КГУ им. Некрасова. 2010. Т. 16. № 3. С. 81–88. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sadovo-parkovoe-prostranstvo-kak-hudozhestvennaya-interpretatsiya-nauchnoy-kartiny-mira
  9. Дормидонтова В.В. Техноцентризм и экоцентризм в ландшафтной архитектуре XX–XXI веков // Лесной вестник, Forestry Bulletin. 2019. Т. 23. № 1. С. 37–43. URL: https://les-vest.msfu.ru/les_vest/2019/1_2019/37-43.pdf DOI: 10.18698/2542-1468-2019-1-37-43
  10. Rainer Т., West С. Planting in a post-wild world: designing plant communities for resilient landscapes. Portland : Timber Press, 2015. 272 p.
  11. Фалько В.И. Природа как субъективированный объект общения // Сахаровские чтения 2018 года : экологические проблемы XXI века : мат. XVIII Междунар. науч. конф. 17–18 мая 2018 г., г. Минск, Республика Беларусь : в 3-х ч. Минск : ИВЦ Минфина, 2018. Ч. 3. С. 219. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/204038
  12. Фалько В.И. Гипотеза неделимой непрерывности живой материи // Сахаровские чтения 2017 года: экологические проблемы XXI века : мат. XVII Междунар. науч. конф. 18–19 мая 2017 г., г. Минск, Республика Беларусь : в 2-х ч. Минск : ИВЦ Минфина, 2017. Ч. 1. С. 305–306. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/174586
  13. Фалько В.И., Лукманов Р.Р. Проблема прав и субъектности природы // Вестник МГУЛ — Лесной вестник. 2015. Т. 19. № 4. С. 75–83.
  14. Мотрук Я.Б. Отражение принципов минимализма в ландшафтных пространствах Андреа Кохран // Вестник ландшафтной архитектуры. 2018. № 16. С. 35–42.
  15. Myers M. Andrea Cochran: Landscapes. New York : Princeton Architectural Press, 2009. 192 p.
  16. Martínez-Medina A. Le Corbusier: elogio del cuadrado. 2015.
  17. Baghchesaraei A., Baghchesaraei O.R. Space definition in modern and innovative houses // Indian Journal of Fundamental and Applied Life Sciences. 2015. Vol. 5 (S2). Pp. 266–269.
  18. Hodge S. Minimal Art. 50 Schlüsselideen Kunst, 2014. Pp. 176–179. DOI: 10.1007/978-3-642-39328-0_45
  19. Weinstein B. Minimal art : an outgrowth of constructivism. 2019.
  20. Colpitt F. Minimal Art: The Critical Perspective. Bibliovault OAI Repository, the University of Chicago Press, 2019.
  21. Красильникова Э.Э. Ландшафтный урбанизм. Теория — практика. Часть I. Научные и практические основы ландшафтного урбанизма. Волгоград : ИАА «Областные вести», 2015. 156 с.
СКАЧАТЬ (RUS)